Вопрос о возможности нахождения ребенка в СДС после исполнения семи лет
Вопрос о возможности нахождения ребёнка в СДС после исполнения ему семи лет решается родителями (законными представителями) этого ребёнка.
Обоснование
СДС является структурным подразделением образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (п. 1.1. Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 951-ПП (ред. от 11.03.2008)).
Образовательные организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (п.18 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Основания прекращения образовательных отношений определены статьёй 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 61 названного Закона образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 статьи 61 названного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 61 названного Закона достижение ребёнком семилетнего (и любого иного) возраста не является основанием, позволяющим образовательной организации прекратить образовательные отношения отчислением ребёнка из образовательной организации.
Ребёнок, обучающийся по образовательной программе дошкольного образования, может быть отчислен из образовательной организации до окончания обучения только по инициативе родителей (законных представителей), либо по обстоятельствам, не зависящим от воли родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 1, 3 ч.2 ст. 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Указанные в пункте 1.3. Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада возрастные ограничения, допускающие организацию и функционирование СДС в образовательных организациях, были установлены в соответствии с законодательными актами в области образования, утратившими силу в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Со дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п.5 ст. 111 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Возрастные ограничения, указанные, в пункте 1.3. Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, были установлены пунктом 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утв. приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562). Данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
В соответствии с п. 4 названного Порядка формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) регламентирует обучение детей по программе дошкольного образования в возрасте, в т.ч. восьми лет.
Требования к условиям реализации программы дошкольного образования предусматривают вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В этой связи нормативные акты г.Москвы, регламентирующие организацию инновационной формы реализации образовательных программ дошкольного образования с углублённым вовлечением именно многодетных семей непосредственно в образовательную деятельность образовательных организаций (СДС) - не могут рассматриваться как предусматривающие иную регламентацию образовательной деятельности, либо вводящие дополнительные основания прекращения образовательных отношений, - в нарушение требований федерального законодательства.